2 июл. 2009 г.

Поколение «Байкала»


На каких напитках выросли запорожцы

Детей и подростков 90-х годов прошлого века журналисты и писатели окрестили «поколением «Пепси». Но сегодняшний наш рассказ не о них. Давайте поговорим о том поколении, которое помнит истинный вкус бочкового кваса, томатного сока из конусов и шипучего «Байкала».



И Родина щедро поила меня…

В овощных отделах гастрономов раньше стояли огромные, на три-четыре литра, колбы с разноцветными соками. Внизу у этих конусов были бронзовые краники с «ушками» – через них сок попадал в стаканы. «Гранчак» яблочного сока стоил 12 копеек, томатный был по 10, а березовый – самый дешевый, всего девять копеек. Самыми дорогими были гранатовый и виноградный – 20 копеек за стакан. Рядом с колбами обязательно находилась емкость с солью – чтобы можно было ложечкой (взятой из стакана с водой) добавить в свой стакан томатного сока и размешать.
«Особенно вспоминается ритуал распития томатного сока – куда там той текиле. Дородная тетка в серовато-белом халате наливает тебе в граненый стакан сок из смешной такой колбы. Далее – солонка, с розоватой от томата солью, вытаскиваешь из нее ложку с налипшим комом, плюхаешь ее в свой стакан. Перемешиваешь, громко стуча по стенкам стакана… всего 30 секунд – …пересолил! И финальным аккордом плюхаешь ложечку в специально подготовленный для этой цели стаканчик (все такой же граненый) с мутно-розовой водой. «Следующий!» – очень живо вспоминает детство запорожский таксист Александр Горов.

«Вопрос о гигиене не стоял»

«А меня умилял кран для мытья стаканов – такая брызгалка с ручкой. Мыли (вернее ополаскивали) холодной водой, часто на стаканах оставались следы от помады, но мы их пальцами протирали и пили. Вопрос о гигиене не стоял. И не помнится мне, чтобы кто-нибудь отравился», – рассказывает запорожанка Лидия Беспалова.

Заведовали «ополаскивателями» все те же тетеньки в «серовато-белых» халатах. Одной рукой продавщица держала стакан, а другой крутила специальную ручку от чего брызгали струйки воды. Естественно протирать стаканы женщинам было уже нечем. И если после березового сока вымытый таким образом «гранчак» еще выглядел как вполне чистый, то после томатного – уже не всегда.
Еще одна характерная особенность того времени: в жару соки не были охлажденными. Но никто не жаловался – других не знали.

«Мама сказала: «Деньги в бидончике!»



А как не вспомнить хлебный квас в бочках? Этот напиток считался самым народным. Маленький стакан из желтых и появлявшихся только летом бочек стоил «трешку», большой пивной бокал на пол-литра – шесть копеек, а литр – 12 . За квасом обычно выстраивались очереди жаждущих с эмалированными трехлитровыми бидонами и бутыльками – о пластиковых «баклажках» тогда никто даже и не слышал. «Помню байки о желтых квасных бочках – будто бы их никогда внутри не мыли и из-за этого там массово жили опарыши», – вспоминает бывший ученик СШ №81 Александр Нетудыхата.

Кстати, о сезонности желтых бочек. В конце 60-х в Запорожье квасным емкостям на колесах находили применение и в холодное время года. Осенью из бочек начинали продавать горячий вишневый напиток – вишневый сок + сахар + вина: кагор, рислинг, портвейн и херес. Недетский осенний напиток подогревали до 50 градусов.

Грушевый… лимонад

Среди детей самыми популярными напитками долгое время были газированные «Буратино» и «Дюшес». Их можно было выпить просто так, для утоления жажды, и подать на праздничный «сладкий» стол. Кстати, стоил тот же «Буратино» 30 копеек, при этом пустую бутылку из-под него можно было сдать в стеклоприемном пункте за 20 копеек. Парадокс – тара стоила в два раза больше содержимого! «Во времена моего детства даже ходила байка про какого-то человека, который собирал бутылки, а на вырученные деньги купил «Волгу» — тогда это было круче, чем какой-нибудь «Феррари» сейчас», – рассказывает запорожский школьник 70-х Евгений Бортник.

Еще один напиток «родом из детства» – лимонад «Колокольчики» – по легендам очень любил Генсек Брежнев. «Кстати, лимонад полагалось пить с мороженым. Желтое в стакане, белое в мисочке», – вспоминает советские времена запорожский предприниматель Константин Лышак.

Заморские колы

Старые добрые «Ситро» и «Дюшес», приторно-невнятные «Саяны» и «Буратино» были выдержаны примерно в одной вкусовой и цветовой гамме. Везде в избытке имелся лимон, даже в «Дюшесе», который был и остается сортом груши. Естественно, что на фоне милых, но однообразных образов советского детства трудно было не выделиться. Как тут не обратить внимание на напитки совсем другого цвета, запаха и вкуса! В 80-е годы запорожцы впервые попробовали буржуазные шипучки – «Пепси» и «Фанту». Советское производство разливало их «из концентрата и по технологии компании «Пепсико». Пока диковинную «Пепси» не начали разливать на местном пивзаводе №2, прохладительным чудом можно было насладиться только в Москве или в вагонах-ресторанах поездов дальнего следования. Стеклянная бутылочка напитка причудливой формы объемом в 330 г стоила там рубля полтора! Но народ «Пепси» любил и денег не жалел.

Смакуя три дня

«Прежде чем выпить заморский напиток, его показывали всему двору, а потом долго хранили бутылку с этикеткой и крышки с буквами», – вспоминает о чудом попавших в СССР «шипучках» запорожец Денис Дробот. Если удавалось урвать заграничное добро, то его припасали для праздников, чтобы выставить на стол как «трофей».

О преклонении перед чудо-газировками в советские времена свидетельствует и запорожанка Наталья Свиридова: «Моему мужу в детстве родственники из заграничной поездки привезла баночку «Спрайта». Он пил ее три(!) дня, смакуя жидкость по глоточкам».

Кстати, ныне распространенная «Кока-кола» появилась на прилавках наших магазинов уже после развала СССР. А еще лет двадцать назад об этой «шипучке» могли только разве что слагать легенды – говорили даже, что она алкогольная и имеет зеленый цвет.

«Байкал» – как много в этом звуке!

Оценили колу и продвинутые пьяницы. Смешал с водкой или коньяком – вот тебе и выпивка, и закуска. А в голову бабахало так же, как и привычный русским «ерш» из пива и водки. Как говорится, все дело в волшебных пузырьках! «А мы любили заткнуть большим пальцем горлышко, взболтнуть бутылку – и тогда из горлышка ударяла мощная пенная струя», – вспоминает о детских забавах с «Пепси» запорожский предприниматель Евгений Жук.

Нашим ответом Западу стал отечественный чудо-напиток «Байкал». Тонизирующий напиток коричневого цвета Запорожский завод безалкогольных напитков начал выпускать в 1977 году. В него входили настои семи трав, одну из них – зверобой, увы, выращивать не удавалось, по этому «Байкал» всегда был дефицитом. Стоил он чуть дороже обычных лимонадов, но пользовался бешеным спросом – потому что был «нашим» и «полезным».

Чистый изумруд



Чуть позже появился «Тархун» – зеленого цвета шипучка, в составе которой тоже присутствовали лекарственные травы Алтая. Его полюбили за непривычный цвет и вкус. «Главное в «Тархуне» – не вкус, а цвет. Такой насыщенный цвет для съедобного продукта был тогда редкостью, в отличие от сегодняшней химии», – вспоминает запорожанка Галина Ковтун. Бутылка изумрудного – «очки Волшебника Гудвина из книги Волкова» – напитка стоила 45 копеек. «Четко помню, что в 89-м году я шел из школы в универсам, покупал там две бутылки «Тархуна», одну клал в мешок со сменкой, а вторую просил «дяденек» открыть. Так и топал домой, запивая бублик с маком… Детство!» – ностальгирует бывший запорожский школьник Григорий Хижняк.

Просто добавь воды!

С развалом Союза интерес к чудо-газировкам пропал – им нашлась более дешевая альтернатива. Полки в ларьках были просто завалены безумно популярными пакетиками с растворимыми лимонадами «Юппи», «Зуко» и «Инвайт». «А мне очень нравилась газировка «Исинди». В советские времена вся газировка была лучше. Вообще ВСЕ продукты были натуральные. Сейчас же найти их очень сложно, практически невозможно», – вздыхает запорожская учительница Светлана Кот.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Эта мысль придется как раз кстати
[url=http://mastervoda.ru/]трудовое право журнал[/url]